вторник, 18 мая 2010 г.


Принципы организации тейпа[4]:

  1. Единство и незыблемость тейповых отношений для каждого сородича тейпа.
  2. Право на общинное землевладение.
  3. Объявление всем тейпом кровной мести другому тейпу за убийство и общественную дискредитацию члена данного тейпа.
  4. Безусловное запрещение брака между членами одного тейпа.
  5. Оказание отдельным членам тейпа помощи в случае бедствий или несчастий.
  6. В случае смерти члена тейпа — объявление траура всем тейпом. Строгое воздержание от участия в увеселениях.
  7. Тейпом руководил тайпанан хьалханча — предводитель тейпа, возглавлявший Совет старейшин.
  8. Выбор предводителя, производившийся Советом старейшин, не носил наследственного характера.
  9. Каждый тейп имел свой Совет старейшин.
  10. Совет старейшин избирался из числа мудрых и уважаемых людей пожилого возраста, но независимо от имущественного ценза.
  11. Совет старейшин заседал открыто и каждый чеченец мог прийти по своему желанию и присутствовать сам, получить слово и высказать своё мнение.
  12. Все члены Совета старейшин имели равные права.
  13. Тейп имел право смещать и назначать своего предводителя и военачальника.
  14. Бесправное положение женщины при решении правовых вопросов.
  15. Право на усыновление посторонних людей — принятие в состав данного тейпа.
  16. Переход имущества умершего к членам тейпа.
  17. Каждый тейп имел свое определённое имя, полученное им от своего предполагаемого родоначальника и принадлежавшее исключительно ему одному.
  18. Тейп занимал особую территорию и имел свою тейповую гору.
  19. Тейпу принадлежала и тейповая башня, возведенная его родоначальником.
  20. Тейп имел свое божество с определённым образом религиозного культа.
  21. Тейп открывал праздники, связанные с культом своего божества.
  22. Тейп имел свое отдельное тейповое кладбище.
  23. Тейповое гостеприимство.

[править] Структура тейпа в средневековье

  1. Род (тейп) возглавлял предводитель рода (чеч. тайпана хъальмчха). Род мог возглавить только член рода и всегда по крови. Род возглавлял не обязательно старейшина, налицо были только заслуги перед родом. Предводитель рода избирался Советом старейшин на неопределённый срок. Выбор предводителя рода не носил наследственного характера. Предводитель рода возглавлял, только если можно так сказать, гражданскую организацию рода.
  2. Совет старейшин (чеч. тайпан кхел) руководил всей жизнедеятельностью рода. При выборе в Совет старейшин в принципе отсутствовал элемент наследования. Совет старейшин формировался по представительному принципу на неопределённый срок, обычно до смерти старейшины или его немощи, препятствующей участию в работе совета. Совет старейшин выбирал предводителя рода и военного предводителя рода. Реально Совет старейшин выбирался по принципу представительства от селения или внутри его на общем собрании членов рода, но постоянным органом был именно Совет старейшин, а не собрание рода. Реально это была единственная функция собрания рода.
  3. Военный предводитель рода (чеч. баяччи) мог быть и не член рода по крови, он возглавлял всю военную организацию рода। Военный предводитель рода выбирался Советом старейшин и в расчёт принимались военные навыки и доблести। Военный предводитель рода не подчинялся предводителю рода по военным вопросам.
материал взят из Википедии.










Комментариев нет:

Отправить комментарий